Меню

Как научить ребёнка играть

Игра – это самое интересное занятие для ребёнка. Отечественные психологи считают игру основной деятельностью дошкольника, от которой зависит его развитие. Впечатления ребёнка от окружающего мира отражаются в игре. Творчество невозможно без воображения, а воображение возникает и развивается в игре. Ребёнок учится запоминать, мыслить, говорить, общаться.

Все детские игры можно разделить на две большие группы: творческие и обучающие. В творческой игре ребёнок сам придумывает, во что и как играть. Обучающие игры придумывают для детей взрослые. Это игры, в которых чётко поставлена цель и имеются правила. Современные семьи часто однодетны, поэтому взрослому надо учить ребёнка играть.

Как научить ребёнка играть

Малышей до 1,5 лет в игру вовлекают сами игрушки. Обратите внимание на их подбор. Желательно, чтобы в игровом уголке было 1-2 образные игрушки (кукла, заяц, мишка) и функциональные игрушки: стол, стул, кроватка, посуда, коляска.

Создавайте в игровом уголке ситуации для игры. Один день посадите куклу в машину, другой за стол. Играйте на глазах у малыша с игрушкой, сопровождая свои действия речью. Например: «Кукла Маша очень хочет есть. Сейчас, Маша, я тебя покормлю. Вот тебе вкусная каша. Ешь». Чаще всего ребёнок сразу же присоединяется к игре. Используйте в таких играх простые и понятные ситуации: кормление, одевание, приготовление пищи, укладывание спать.

Как научить ребёнка играть

Постепенно включайте в совместную игру 2-3 ситуации, связанные друг с другом. Например: варите кашу и кормите куклу. Желательно, чтобы ребёнок продолжал и дополнял игру. Помогите ему. Например: «Кукла Таня поела, а теперь хочет погулять. Сонечка, собери её на прогулку».

Стремитесь, как можно раньше, найти малышу партнёра-ребёнка для игр. Первоначально дети смогут выполнять только простые игровые действия: катать друг другу мяч, машину, собирать каждый свою пирамидку и прочее. Их игры индивидуальны. Взрослый должен стать организатором совместной игры. Надо взять на себя главную роль и привлечь детей. Такие игры будут кратковременны (5-7 минут), но они научат малышей общению в игре.

Предметы-заместители можно начинать использовать в игре после того, как ребёнок научится подхватывать и продолжать игру взрослого. Для развития этого умения создайте игровую ситуацию, когда в игре нет необходимой игрушки.

Например, разыгрывается ситуация кормления, а ложки нет. Можно взять карандаш и сказать: «Давай, как будто это будет ложка». В следующей игре карандаш можно будет использовать как градусник, как трубочку для коктейля. Если в самостоятельной игре малыш использует заместитель, обязательно спросите, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Обыгрывайте любое случайно возникшее у ребёнка действие с игрушками и предметами. Вводите игровые задания. Например: дайте пузырёк и скажите, что это принцесса, и она хочет спать, или дайте кубик и попросите ребёнка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то покажите, как вы это сделаете, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняйте. Вводите в них кроме заместителей воображаемые предметы.

Включайте ребёнка в любую вашу деятельность. Например: если стираете, говорите: «Вот я опускаю бельё в машину. Закрываю дверь стиральной машинки и включаю её. Слышишь, она гудит: «у-у-у», а вода в ней журчит: «буль-буль», теперь смотри, бельё закувыркалось. Затем разыграйте эту ситуацию на предметах-заместителях.

В игровом уголке обзаведитесь коробкой с заместителями. Это могут быть самые разные вещи. Например: детали от старых вещей и игрушек, кубики, лоскутки, шишки, верёвочки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также организуйте индивидуальное пространство для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать на них красивые окошки.

Как научить ребёнка играть

К 3 годам ребёнок научится хорошо различать ситуации игры и не игры. Он сможет самостоятельно играть с образной игрушкой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 2-3 действий. Эти действия ребёнок будет сопровождать речью. Также в этих играх малыш будет использовать предметы-заместители и воображаемые предметы. Он с удовольствием продолжит игру, начатую взрослым.

Самостоятельные игры малыша непродолжительны и часто будут прерываться другими занятиями. Особенно велика в этом возрасте потребность в движении, и по возможности её не надо ограничивать. Для игр со сверстниками будет характерно не столько общность и согласованность действий, сколько общность эмоций.

На 4-м году жизни ребёнок начинает хорошо и много говорить. У него возникает потребность в партнёре-сверстнике для совместных игр. Чтобы такое общение было успешным, научите малыша называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия.

Кроме организации совместных игр, обратите внимание на развитие диалогической речи. Развить её помогут театрализованные игры и игрушки. Сценки можно придумывать самим или использовать тексты сказок и стихов, построенные на диалоге героев.

Для развития диалогической речи можно использовать игру «Телефон», в которой взрослый предлагает сюжет для диалога. Например: «Давай я буду Айболитом, а ты моим знакомым зайчиком. Как будто я не могу к тебе приехать и звоню по телефону…». Взрослый своими репликами и вопросами помогает развернуть диалог. В таких играх можно использовать как сказочные, так и реальные сюжеты. Чем веселее диалог, тем интереснее игра.

В основе детских игр лежат знания и представления об окружающей действительности. Знакомьте ребёнка с различными сферами деятельности. Подбирайте соответствующие книги, открытки. При посещении различных учреждений обращайте внимание малыша на разные профессии людей. Объясните, кто, что и зачем делает.

Чтобы ребёнок смог использовать полученные знания в игре, придумывайте речевые ситуации – небылицы. Например: врач перепутал сумку в автобусе и вместо предметов, необходимых для работы, принёс краски и кисточку. Что же было дальше?

Расширить игровой опыт по использованию разных предметов в игре позволяют обучающие игры.

Игра «Во что с этим можно поиграть?»

Предложите ребёнку придумать новые игровые употребления предметов. Например: палочку можно употребить, как градусник, ложку, ручку; стульчик – это может быть самолёт, конь; зонтик можно использовать как гриб, парашют; верёвка – пояс, змея, дорожка, ручеёк. Любые предметы, с которыми вы разрешите ребёнку поиграть, можно использовать в этой игре.

Как научить ребёнка играть

Игра «Что я делаю?»

Ребёнок должен угадать, какое действие Вы показываете без предметов. Например: умывание, причёсывание, вытирание пыли, подметание пола, мытьё посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

Активно вводите подвижные игры с правилами, по возможности привлекая 3-4 детей. К имеющимся игрушкам в игровом уголке купите мелкие пластмассовые и резиновые игрушки, 1-2 тематических набора типа «Больница», «Парикмахерская», разнообразьте предметы в коробке с заместителями.

Шире вводите настольно-печатные игры (3-4), разрезные картинки, кубики с картинками, деревянные и пластмассовые конструкторы из крупных и средних деталей. Не забывайте о спортивных игрушках. Желательно иметь мячи разных размеров, скакалку, гимнастическую палку, обруч.

Игрушки-вкладыши, разные пирамидки можно использовать в играх как предметы-заместители. Функции обучающих игрушек они уже выполнили.

Не помещайте в игровой уголок все имеющиеся игрушки. Лучше один раз в 2-3 недели менять часть из них. В противном случае ребёнок не сможет соблюдать порядок и вовремя убирать игрушки после игры.

На 5-м году жизни научите ребёнка изменять ролевое поведение в совместной игре. Для этого придумывайте новые повороты в сюжете и ставьте ребёнка перед необходимостью сменить роль. Например, играя в спасателей, взрослый говорит: «А теперь я поранил руку. Давай ты будешь врачом, а не спасателем». Неожиданные ситуации оживляют игру, и она становится для малыша интереснее.

В играх со сверстниками следите за распределением ролей. Важно, чтобы ребёнок выполнял разные по характеру роли. Если необходимо вмешаться, то действуйте с позиции подходящей роли. В случае конфликта из-за распределения ролей используйте считалки или возьмите на себя непривлекательную роль.

Продолжайте придумывать и разыгрывать сказки с самодельными игрушками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Карта сайтаО проектеОбратная связь

Полезные советы на все случаи жизни, которые всегда и везде помогут Вам | Полезные советы на все случаи жизни от ZonaPortal